Home

Advertisement

Previous Entry | Next Entry

сюр


 

В Ростове, где я садилась на поезд 365, следующий из Назрани в Москву стоянка долгой не была. Вместе с остальными пассажирами, уезжающими из Ростова мы наблюдали бесконечную череду выходящих из вагона знойных ингушей и сильно сомневались, что успеем осуществить собственную столь желанную пасадку. Они шли и шли, посыпаемые отборным матом нашей, ингушской, же, по всей видимости, проводницы.

Они шли, и казалось, их выходит больше, чем может поместиться в вагоне. Внизу тоже столпилась орава, принимающая бесчисленное количество сумок, передач, встречаемых юношей и девушек. В какой-то момент было обнаружено, что дверь в тамбур открыта и наши двери излучают еще и товарищей из соседнего вагона. Разгоняя публику грозным матом, проводница грудью ринулась на тамбурную дверь и запихала всех, кто оттуда выходил обратно. Ростов принимал в свое лоно половину ингушетии. Остальная половина отправилась в Москву - это я поняла войдя в вагон.
Мое место было боковым верхним, по логике вещей подразумевается, что я имею право сидеть на боковом нижнем. Но этого права я была лишена многочисленными семейными уроженцами Кавказа. Все внизу было застелено и на всем этом сидело много женщин и детей. Детей было особенно много. Но вели они себя тихо, потому, что когда они начинали вести себя громко, их били по роже. Кишащий людьми вагон имел в себе цельно-литые окна, никогда в жизни не открывающиеся и воздух приходилось себе фантазировать.
Проводница была крайне упитанной блондинкой лет пятидесяти, никогда не закрывающей дверей, даже в прокуренный тамбур, матерящейся и имеющей запазухой какую-то весьма основательную вселенскую претензию.
Вот к ней мне предстояло обратиться за ремнями безопасности, которые были нужны, потому, что мы собралисьспать вдвоем на верхней полке.
- А кому надо? - сверля меня взглядом, спросила царица вагона.
- Мне
- Ты что, падаешь?
- Мне нужны ремни безопасности!
- Они в другом вагоне. Сходи, принеси их мне.
Я выпадаю в осадок... В моей культуре принято, что проводник обслуживает пассажира, а не наоборот. Так как звучала ваще даже ни какая ни просьба, а распоряжение, я иду втыкать в собственное купе. Дюша, видя мое смятение, решает отправиться за ценным грузом вместе со мной.
Проводница соседнего вагона тут же мне выдает мешок ремней и повелевает
- На, отнеси их проводнице.
- Не, говорю, мне нужно только два и залезая в мешок выцепляю их оттуда.
- Тебе что, сложно отнести их? - изумляется царица Тамара
- Да
- А Вам - устремляет она свое властное сердце к Дюше
- И мне - спокойно отвечает он и мы сваливаем. По дороге я вспоминаю, как в поезде Москва - Ставрополь проводница вообще без моей просьбы пришла и предложила мне такие ремни, а потом сама их вставила, хотя работала одна на два вагона.
Это все конечно, понятно откуда ноги ростут - безоговорочное, безусловное почитание старших в культуре приводит к подобным явлениям. Для их сознания это гармонично, но для нас весьма странно, когда обслуживающий персонал тобой распоряжается.
Мы бродили по вагону в поисках, где вообще можно посидеть, но мест не было нигде, мы пристроились возле чана с кипятком.
Люди с нами не контактировали, так что мы даже были уверены, что они по-русски не понимают. Но оказалось, что русский им отлично известен.
В поезде было крайне мучительно ехать - душно, не по себе, ты настолько окружен чужой не дружелюбнойкультурой, что даже физически не находишь места среди нее.
В Воронеже поезд стоял 45 минут, мы вышли на платформу и стояли обнявшись. Вдруг Дюша заметил, что в окне вагона происходят странные вещи. Молодые люди показывали нам какие-то знаки, то большой палец вверх, то кадрирование, то еще что-то - они прямо на месте не могли усидеть. Мы естественно, воткнули на них, пытаясь понять, что они имеют ввиду и что им вообще, надо.
Они почему-то резко зашторили окна.
Тут мы услышали ритмичные хлопки кучи рук. Устремившись по ночной платформе на интригующий звук, мы обнаружили в круг стоящих молодых парней и немногочисленных девушек, громко и ритмично бъющих в ладони. Всего было около пятидесяти человек. По центру круга танцуя, быстро двигался парень. Его движения обладали странным пылким ритмом и таинственным очарованием чуждой культуры. Когда он закончил, красивым стремительным движением выбрал следующего и тот сменил его в круге. Танец нового танцора отличался от предыдущего особыми движениями, личной пластикой и умением, но в обоих танцах была общая основа, общий стиль, общий ритм.
 

Танцоры страстно вторили ритму звучащих со всех сторон хлопков, стремительно сменяя друг друга. Некоторые пылким движением руки приглашали девушек, быстро, резко указывая в их направлении. Многие молодые ингушки отказывались, но некоторые все же выходили. Их движения были не так сложны, как у парней. Раскинув руки и быстро, мелко перебирая ногами, они будто плыли по кругу, а партнер весь из себя расцанцовывался вокруг нее, будто своими па стремясь завоевать ее сердце.
 



Дюша сбегал за фотоаппаратом и удалось сделать несколько кадров. Я с восторгом, с восхищением смотрела на происходящее и мне казалось, что передо мной вдруг ожили романы Лермонтова, что я передо мной случайно приоткрылась завеса в древний, полный приданий Кавказ. Вот так, случайно, прямо на платформе… 

В круг внезапно вышел мужчина лет сорока, а может и старше. Он что-то говорил и все послушно убрали камеры. Мы поразились, как здесь почитают старших. Потом он долго говорил какую-то речь, нам очень хотелось узнать, о чем она. Мы стали спрашивать у рядом стоящих молодых ингушей, но кто нам отвечал, что ничего не понял, кто, что не расслышал, а кто-то просто строил гремаски, что не стоит переводить. Тогда нам стало не по себе и мы ушли из круга.

Еще какое-то время стояли на платформе. Мимо пробежали трое девченок. Меня глубоко зацепило чувство, что вот, девочки из современного мира, одетые по современному, в джинсовых юбочках бегут по мокрой, залитой ночным светом платформе в сказочный среднивековый мир, ожививший внезапно среди самой обычной вокзальной ночи.

Спали мы вдвоем на одной верхней полке, к утру уже проснулись и болтали, как у меня водится об отношениях. Злобная проводница ходила внизу и орала, что надо сдавать белье, хотя до Москвы еще оставалось время. В наш адрес она отпустила язвительное замечание – Вот, зажимались, зажимались, теперь проснуться не могут. Наорала на Дюшу за то, что с нашей полки свесилось одеяло прямо на ребенка, который сидел внизу.

Спустившись, я жизнерадостно со всеми поздоровалась – ответ получила только от единственной русской женщины в купе, хотя все остальные отлично по-русски разговаривали.

Пришла проводница и заявила, что у нее пропала маленькая ложечка (у нас на столе стояли стаканы в подстаканниках с ложечками, которые она ночью унесла). Чтоб она отвалила, я ей уверенно сказала, что ложечку мы найдем. Та женщина, которая со мной поздоровалась, сказала, что видела, как оба стаканана столе стояли с ложечками.

Мы продолжили с Дюшей контачить. Испытывали друг к другу очень светлые нежные чувства. Я сидела у него на коленях, мы болтали. Тут к Дюше стремительно приблизился парень и склонился над его ухом.

- Слышишь! Сними свою девушку с колен, здесь люди сидят – я сначала не поверила в такую наглость, что нам кто-то будет диктовать, можем ли мы с Дюшей тепло общаться или нет. Я обернулась к нему. Круглые, широко открытые фанатичные глаза. Меня накрыло возмущение и адреналин. Мы подъезжали к Москве! Мы были у себя дома! А он диктовал нам, что надо вести себя по законам их аулов!

- Мы в России!!! – заявила я. Он посмотрел на меня пустым взглядом и отвернулся к Дюше, видимо, не считая нужным разговаривать с женщиной.

- Сними девушку с колен! Дома будешь обниматься!

- Это кого-то обижает? – спросил демократичный Дюша

- Да! Это обижает лично меня!

И он ушел. Было ясно, что говорить с ним бесполезно, было ясно, что если мы будем упрямы, фанатизм не заставит себя долго ждать, а здесь полон вагон его соотечественников и каждый горд стать «героем». Дюша сказал мне, чтоб я слезла. Я была не так вменяема, как он. Адреналин и возмущение помутили мой рассудок. Я стала ненавидеть всех этих молчаливых недоброжелателей, уверенных, что приезжая в нашу культуру они могут нам приказывать, как себя вести. Особенно мне было досадно, что напали на одни из самых лучших чувств, на один из самых красивых и светлых моментов. Меня понесло, я стала говорить о собственной неприязни, о том, какие чувства это вызывает, говорила об отвращении. Меня действительно трясло от отвращения, как это тупое существо полезло нагло в нашу жизнь.

Дюша спросил у женщины, которая ехала в нашем купе с детьми, почему это обижает. Она ответила, что нам правильно сделали замечание, что здесь пожилые женщины и дети. Я спросила, но зачем, если вас это травмирует, вы все едите в Москву, ведь там люди обнимаются свободно и сидят на коленях. Она сказала, что знает, но то на улице, а то в поезде. На что я ответила, что на улице тоже пожилые женщины и дети. Она настаивала на своем. Она не была к нам враждебно настроена, она нас просто осуждала за плохое поведение.

Меня трясло, я их всех ненавидила, а когда стала приходить в себя – поняла, что это за проблема. Это банальная проблема перевода, Которую просто люди не осознают. То, что они слова не понимают из другой речи – это очевидно, а то, что они не понимают проявлений другой культуры, что они их неправильно интерпретируют – это простому человеку не очевидно.

Приезжают люди, которые никогда в жизни не мыслили вне своих традиционных ценностей и им в голову не приходит, что может быть по другому. И ко всему они подходят со своим уставом, со своей меркой, со своей культурной интерпретацией.

Практически каждая русская девушка не раз страдала от отвратительного поведения уроженцев Кавказа. А ведь за этим стоит та же проблема. Им кажется, если девушка свободно ведет себя, смотрит в глаза мужчине, разговаривает с ним – значит она на что-то согласна, значит с ней можно так обращаться, значит она провоцирует. А ведь на языке нашей культуры это совеем ничего подобного не означает. И если люди обнимается – в их культуре это, возможно, означает, что люди презрительно относятся к окружающим и стремятся их оскорбить, а в нашей культуре это означает, что люди нежно относятся друг к другу.

Мы многонациональное государство – это дарит нам и много положительного, например, богатство наших культур. Но возникают и серьезные проблемы – например, проблемы перевода между культурами, а в результате, кровавые, унизительные межнациональные конфликты. И на стороне каждого из участников своя непереведенная правда. В советские времена, помнится, это как-то учитывалось. Нам в детстве много рассказывали про традиции и особенности каждой из республик.

Почему бы сейчас в школах не ввести предмет, в котором бы описывались особенности каждой из наших культур, ее принципы, ее язык, почему бы детей не учить взаимодействовать с представителями других культур? И чтоб когда каждый приезжал в гости к другой культуре – чтоб он ее понимал, вел себя уважительно, не шел со своим уставом в чужой монастырь. А когда представители разных культур оказывались бы вместе, чтоб они уважительно относились к праву каждого быть собой.


А еще можно прочесть как это все выглядело Дюшиными глазами http://djushes.livejournal.com/58452.html


 

 

 




Comments

( 56 comments — Leave a comment )
[info]levoi wrote:
Oct. 13th, 2008 03:46 pm (UTC)
Мне кажется, что эта проблема никогда не решиться. Даже если численность всего человечество уменьшить до нескольких тысяч, то мы все равно найдем способ проявлять свою самость, делить территорию и находить товарищей для поддержки. Пока уровень жизни и уровень образования будут болтаться там, где они болтаются сейчас, вводить предметы в школах бесполезно. Такие как в поезде будут класть на все культурные особенности и традиции других народов. Они не бояться ничего. Они знают, что всегда за них смогут отомстить. Я помню, как армянская диаспора приезжала бить русских девочек в школе, оскорбивших армянских девочек. Ни один русский не встал на их защиту. Одних тянет к стаду, других тянет к самостоятельности. Мы ещё долго все будем конфликтовать на этой почве.
[info]ezeo wrote:
Oct. 13th, 2008 03:50 pm (UTC)
Ты понимаешь, Лен, им даже в голову не приходит, что есть там какие-то национальные особенности. У них в голове все очень просто устроена - есть только одна правда - их. И, думаю, люди то в основном все хорошие, мрази то, конечно, везде есть, но вообще, в массе люди нормальные. Просто не доходит. Как их воспитали, так они и мыслят, а восптывать надо шире.
(no subject) - [info]levoi - Oct. 13th, 2008 03:55 pm (UTC)
(no subject) - [info]ezeo - Oct. 13th, 2008 03:56 pm (UTC)
(no subject) - [info]levoi - Oct. 13th, 2008 03:59 pm (UTC)
(no subject) - [info]ezeo - Oct. 13th, 2008 04:02 pm (UTC)
[info]kasatkabu wrote:
Oct. 13th, 2008 04:24 pm (UTC)
здесь еще проблема в том, что малые народы всегда хотят сохранить автономность путем ограничения своей культуры от других, себя они всегда считают особенными.типа, вот посмотрите:у нас своя история, традиции,религия, свой язык и выглядим мы по другому.а то что когда-то давно русские приняли их в состав России, от которой они кормятся -это всегда как упускается из виду. раньше в калмыкии такое было, но не в таком обьеме как у кавказцев.
[info]ezeo wrote:
Oct. 13th, 2008 04:26 pm (UTC)
А как в Калмыкии подобная проблема решилась?
(no subject) - [info]kasatkabu - Oct. 13th, 2008 04:34 pm (UTC)
(no subject) - [info]ezeo - Oct. 13th, 2008 04:38 pm (UTC)
(no subject) - [info]kasatkabu - Oct. 13th, 2008 04:51 pm (UTC)
(no subject) - [info]ezeo - Oct. 13th, 2008 05:00 pm (UTC)
(no subject) - [info]kasatkabu - Oct. 13th, 2008 06:29 pm (UTC)
[info]ezeo wrote:
Oct. 13th, 2008 04:29 pm (UTC)
К тому же у русских тоже своя культура, история, свои ценности и достижения и это требует уважения не меньшего, чем их культура.
(no subject) - [info]el4ik - Oct. 18th, 2008 09:07 pm (UTC)
[info]kasatkabu wrote:
Oct. 13th, 2008 04:41 pm (UTC)
кавказские и арабские народы отличаются от других мусульман тем, что попрекают остальных в том что ущемляются их права. французов арабы попрекают в том, что не отмечаются их национальные праздники, надо чтобы Франция их отмечала, ведь она демократичная страна, чтобы их женщинам было разрешено на документы фотографироваться в платках, если их не берут на работу-это по-любасу проявление национольной неприязни и все в таком духе...
[info]ezeo wrote:
Oct. 13th, 2008 04:49 pm (UTC)
Да, а сами при этом не стремятся проявлять уважение к другим культурам, вот в чем лажа... Даже на территории чужих культур. Это прямо глупость какая-то, считать что весь мир, должен перестроиться и стать удобным для твоего менталитета, чтоб куда бы ты не приехал - все метнулись и стали такими, как ты.
[info]ivan_afn wrote:
Oct. 13th, 2008 05:04 pm (UTC)
дико весело;)
ирка, жжошш)))

пожившие у нас ингуши вполне нормальны. А эти парни действительно не подозревают что существуют другие миры;) такие дают тебе шанс почувствовать безграничность своего сознания;)

[info]ezeo wrote:
Oct. 13th, 2008 05:05 pm (UTC)
Re: дико весело;)
Блин!!! Внатуре)))
[info]griphon_275 wrote:
Oct. 13th, 2008 05:08 pm (UTC)
Вот однако как интересно. Сами они не особо наши порядки соблюдают. А заставлять в поезде, который идёт по территории России соблюдать ИХ порядки мы почему то должны. Не слишком ли наглая позиция?
В общем то понятно, что те кто требуют, и те кто не соблюдают наши традиции - это могут быть разные люди. Но тем не менее, тенденция очевидна. Впрочем, виноваты скорее мы здесь, что это всё терпим.
[info]ezeo wrote:
Oct. 13th, 2008 05:13 pm (UTC)
А что ты предлагаешь делать вместо того, чтоб терпеть?
(no subject) - [info]griphon_275 - Oct. 13th, 2008 05:33 pm (UTC)
(no subject) - [info]ezeo - Oct. 13th, 2008 05:38 pm (UTC)
(no subject) - [info]griphon_275 - Oct. 13th, 2008 05:52 pm (UTC)
(no subject) - [info]ezeo - Oct. 13th, 2008 05:56 pm (UTC)
[info]second_ju wrote:
Oct. 13th, 2008 07:37 pm (UTC)
Надо это запостить в какое-нибудь сообщество Русских Потреотов - тогда твой блог моментально взлетит на вершины популярности! :))
[info]ezeo wrote:
Oct. 13th, 2008 08:02 pm (UTC)
ага, шикарный путь для популрности.
мечта поэта - быть популярной среди Русских Патреотов...
(no subject) - [info]second_ju - Oct. 13th, 2008 08:41 pm (UTC)
[info]second_ju wrote:
Oct. 13th, 2008 07:40 pm (UTC)
А хамство проводников и чай втридорога я наблюдал и во вполне русских поездах: например, Санкт-Петербург - Мурманск.
[info]ezeo wrote:
Oct. 13th, 2008 08:07 pm (UTC)
Да это с хамством проводников понятно. Хотя, этапроводница в моей жизни побила рекорды. Ну и к тому же она реально прямо нацелила именно на нас всю свою страсть...
[info]second_ju wrote:
Oct. 13th, 2008 07:57 pm (UTC)
А вообще, самая большая жесть - это поезд "Бишкек - Москва" формирования "Кыргыз Темиржолу". По сравнению с тем, что я повидал там, ваш рассказ - это просто цветочки :)))
Если хочешь, могу рассказать.
[info]ezeo wrote:
Oct. 13th, 2008 08:07 pm (UTC)
Конечно, раскажи!!!
(no subject) - [info]second_ju - Oct. 13th, 2008 09:05 pm (UTC)
(no subject) - [info]ezeo - Oct. 14th, 2008 04:37 am (UTC)
(no subject) - [info]second_ju - Oct. 13th, 2008 09:06 pm (UTC)
(no subject) - [info]ezeo - Oct. 14th, 2008 04:38 am (UTC)
[info]borodaty_zaer wrote:
Oct. 13th, 2008 11:18 pm (UTC)
>А ведь на языке нашей культуры это совеем ничего подобного не означает.
Скорее на языке нашего безкультурья. А нашему обществу нечего противопоставить их здоровой архаичной культуре, кроме полуживотных скиновских стай.
Вобщем все довольно закономерно...
[info]nikogo_net wrote:
Oct. 14th, 2008 04:40 am (UTC)
+
(no subject) - [info]ezeo - Oct. 14th, 2008 05:05 am (UTC)
(no subject) - [info]nikogo_net - Oct. 14th, 2008 05:47 am (UTC)
(no subject) - [info]ezeo - Oct. 14th, 2008 05:57 am (UTC)
(no subject) - [info]ezeo - Oct. 14th, 2008 05:58 am (UTC)
(no subject) - [info]ezeo - Oct. 14th, 2008 06:02 am (UTC)
(no subject) - [info]nikogo_net - Oct. 15th, 2008 04:12 am (UTC)
(no subject) - [info]ezeo - Oct. 14th, 2008 05:33 am (UTC)
[info]nizzze wrote:
Oct. 17th, 2008 09:20 am (UTC)
Народ, кто со мной до Бишкека и обратно на поезде на след. выходных?
[info]ezeo wrote:
Oct. 17th, 2008 09:30 am (UTC)
Ща, погоди, миниюбку отрою и помаду красную прикуплю и вперед))
[info]pfyfxrf wrote:
Oct. 18th, 2008 10:41 am (UTC)
насчет разницы в менталитете
просто попробуйте ответить для себя на пару вопросов
вам ехать двое суток на поезде,одной, не домой чем бы эта поездка закончилась еслиб в вагоне были одни славяне и чем бы она закончилась еслиб в вагоне были одни кавказцы?
[info]melancholy_gay wrote:
Oct. 18th, 2008 12:46 pm (UTC)
варианты непредсказуемы в обеих вариантах
[info]abu_djabir wrote:
Oct. 19th, 2008 06:43 am (UTC)
замечание вам правильно сделали. это вы некультурно поступали со своим Дюшей.
и при чем тут нравы в ихних аулах?
а то что в Москве это сплошь и рядом и чуть ли не трахаются на людях в вагонах, а геи предлагают себя рядом на площади трех вокзалов, тоже русская культура?
Ваше аморальное в тот момент поведение, не имеет никакого отношения ни к Русской культуре, которую вы уничтожили и извратили, ни тем более к кавказской.
[info]inner_niya wrote:
Nov. 7th, 2008 09:32 am (UTC)
Сначала прочитала, и не поняла согласна или нет, права ты или нет. Тут нет понятия территория России или другой страны, тут понятие кто вокруг тебя. Сама ехала в поезде и с любимым прощались, причем очень бурно прощались, мы были вместе всего 2 дня после месячной разлуки и не увидимся скорее всего еще месяц. Поэтому и целовались и обнимались очень жарко. Так вот тетя проводница (русская баба с перекисью на голове) по-хамски загнала меня в вагон со словами "хватит лизаться". Меня это покоробило до глубины души, я не приемлю такие слова и с такой интонацией в свой адрес. Хорошо, что не слышал любимый. И потом, беря билет, она узнала, что я не беру белье, бросила с явной неприязнью, мог бы хахаль не только лапать, но и за постель заплатить. Кстати, мой любимый - армянин, работающий в финансовой фирме.
[info]livelight wrote:
Nov. 13th, 2008 01:41 pm (UTC)
Думаю, это банальная зависть...
[info]makatyn wrote:
May. 23rd, 2009 09:18 am (UTC)
Как великолепно раскрыта тема.Очень точный и редкий,считаю,взгляд на проблему.Почему у Вас нет контракта в серьёзных изданиях?Как то по другому,чем в своё время у Д.Асламовой, и новый подход и язык понятный.
[info]ezeo wrote:
May. 27th, 2009 05:25 pm (UTC)
Спасибо Вам в очередной раз за такое признание!!! Вдохновляете!!!

Я не особо умею пристаивать своих рук дела куда бы то ни было. Надо, вообще говоря, отложить уже процессы создания и заняться реализацией того, что уже сделано. Ато я так и буду без конца в стол ваять.

Еще проблема - я не очень знакома с перечнем изданий, а которым вообще подходит моя стилистика и тематика - особенно (я не имею ввиду мат, а скорее свободное выражение мыслей, наверное даже фривольное, что ли - не люблю, когда все как надо, официально). Если бы Вы посоветовали, какие издания на Ваш взгляд могли бы подобным заинтересоваться - была бы очень благодарна.
[info]gargarei wrote:
Oct. 6th, 2009 08:23 pm (UTC)
Мне бывает смешно, а иногда грустно когда вот читаю такие вот размышления русских космополитов. С чего вы взяли, что эти люди должны жить по таким ценностям по которым вы живете? Какая разница где вы, в Москве, Костроме или Тамбове? Эти люди у себя в стране, они живут в соответствие с моральными ии этическими принципами, которые не несут в себе зла.
Я езжу часто на этом поезде, очень много русских, никто не жалуется, хотя бывают конфликты, когда вот такие вот космополиты пытаются установить свои порядки.
В следующий раз возьмите билет в СВ и все будет ок.
[info]ezeo wrote:
Oct. 7th, 2009 07:19 am (UTC)
Вы правы, эти люди находятся у себя дома и имеют права вести себя в соответствии со своими принципами. Однако, мы тоже у себя дома и тоже имеем право жить с соответствии со своими принципами. Никто из нас - ни ингуши, ни русские не имеют большего приоритета в своих принципах и ни ингуши ни русские не вправе навязывать свои принципы другим. Это равноправие регулируется конституцией. Никто не вправе требовать от других следовать своим принципам, люди имеют права требовать только исполнения закона. И уж тем более требовать от людей соответствовать собственным принципам угрожая силой - это вообще противозаконно и не имеет ничего общего ни с какими светлыми и добрыми традициями. Идеи о том, что надо подчиняться большинству тоже считаю несостоятельными - если Вы окажитесь в поезде полном панков - это еще не означает, что Вы обязаны мазать свои волосы экскриментами только чтоб быть им понятным и приятным.
( 56 comments — Leave a comment )